Эмоциональное насилие над детьми. Травля в среде сверстников. Буллинг

Общие компоненты программ:
1. Информирование учителей, сотрудников школы, детей и родителей о проблеме буллинга, его механизмах и последствиях
2. Единые для школы правила в отношении буллинга и скоординированные мероприятия в по профилактике и преодолению
3. Обучение учителей
4. Групповые занятия с детьми
5. Оказание помощи жертвам буллинга
6. Взаимодействие с родителями
7. Обычно любая программа включает в себя как превентивные меры, так и вмешательство/меры по разрешению существующих проблем
8. Любая программа включает в себя меры и мероприятия на трех уровнях: школы, класса и индивидуальном.
Индивидуальные компоненты, которые варьируются от программы к программе:
1. Подробное исследование проблемы и ее распространенности в конкретной школе (анонимные опросники детей, опросники для учителей, опросники для родителей, наблюдение). Обсуждение результатов сотрудниками школы, с детьми и родителями
2. Акцент на взаимоотношениях между детьми и между детьми и учителями, создание принимающей, комфортной и открытой атмосферы в школе и в классе.
3. Включение занятий по профилактике буллинга в обязательную школьную программу
4. Создание свода правил, совместно с детьми, в отношении буллинга и поведения детей при столкновении (напрямую или косвенно) с ним
5. «Библиотерапия» (использование художественной литературы, посвященной буллингу, в занятиях)
6. Фильмы и наглядные пособия
7. Драма-терапия: ролевые игры, проигрывание ситуаций травли, т.п.
8. Контроль детей во время школьных перемен и вне классов, организация игрового/досугового пространства
9. Акцент на работе с детьми-свидетелями травли: пассивными участниками и детьми, которые предпочитают никак не участвовать, изменение групповой динамики (KiVa)
10. Создание на базе школы команды специалистов по буллингу/анти-буллинговых комитетов (учителя, писхолог/соц.работник, директор…)
11. Создание комитетов, в которых участвую дети, для разработки правил в отношении буллинга и мер для его преодоления
12. Создание линии доверия по вопросам буллинга на базе школы (или нескольких школ) (иногда сотрудники школ (Олвеус), иногда –дети, прошедшие подготовку (Шеффилд)
13. Регулярные встречи с родителями
14. Организация групп поддержки для детей-жертв травли, для родителей детей-жертв и дл для родителей детей-«агрессоров»
15. Индивидуальная психологическая работа с детьми-жертвами
16. Тренинги уверенного поведения для детей-жертв
17. В отношении детей-«агрессоров»: наибольшая вариативность в подходах и методах:
• Некоторые школы придерживаются системы жестких санкций и наказаний
• Во многих программах акцент делается на оказание своевременной психологической помощи ребенку: индивидуальная и групповая работа
• Совместные встречи с жертвой буллинга (часто вместе с родителями), на которых ребенок-жертва травли рассказывает о своих переживаниях в связи с ней и т.д…
• В некоторых программах ведется активная работа с родителями
• Встречи всех детей-участников (жертвы, агрессора, других нападающих, и нескольких свидетелей), вместе с учителем/психологом/социальным работником. Обсуждение ситуации, чувств ребенка-жертвы, возможных выходов из нее. (No-Blame approach, Робинсон и Мэйнс)
• Последовательные индивидуальные встречи с ребенком-жертвой, ребенком-агрессором, с другими нападающими детьми, далее со всеми вместе (метод Пикаса)
• Развитие навыков управления гневом (контроль импульсов): индивидуальная и групповая работа (спорная)
• Развитие навыков взаимодействия (индивидуальная и групповая работа)

Fields marked with an * are required