Оформить заявку

X

Оформить заявку

Поля отмеченные* обязательны к заполнению

РЭПТ от Елены Ромек: РЭПТ терапия или логика эмоций

Точка опоры – это центр практической психологии, мы предлагаем курсы повышения квалификации для психологов и семинары для психологов по РЭПТ. Групповое обучение и личные консультации проводит ведущий специалист в этой области – Елена Ромек. Доктор философии, профессор филфака РГУ, автор более 60 научных работ, а также практикующий специалист с огромным опытом работы. Курс «Логика эмоций» Елена Ромек изучала в США, Нью-Йоркском Институте Альберта Эллиса, поэтому вы имеете возможность получить информацию в России буквально из первых уст.

Почему РЭПТ может вызывать недоверие и сомнения?

Несмотря на тот факт, что РЭПТ практикуют за рубежом уже несколько десятилетий. И открытие этой практики совершило, буквально, революцию в практической психотерапии, в России до сих пор неоднозначное отношение к рационально эмоциональной поведенческой терапии. Большая часть сомнений связана не в доверии, как таковом, к практике. Недоверие вызывают очень оптимистичные обещания, которые дают специалисты, практикующие РЭПТ:

  • Одно из самых востребованных направлений психотерапии;
  • Эффект через короткое время – уже через 16 сессий;
  • Очень эффективная и результативная методика – переворачивает убеждения человека, которые формировались всю жизнь;
  • Достаточно формальный метод, который работает с разумом, смыслом и логикой.

Для традиционной терапии это действительно сказочные результаты, которые больше похожи на рекламные обещания для овладения вниманием клиента, чем жизнеспособные примеры из практики. РЭПТ доказывает обратное.

Происхождение негативных эмоций

То, что беспокоит, угнетает и расстраивает человека, таится в нем самом. Это не сами по себе происходящие события, а лишь его отношение к ним. Когда падает и разбивается чашка, ничего в этом криминального нет. Но в каждой конкретной ситуации мы можем наблюдать реакцию человека от беззаботно-оптимистичной: «На счастье!», – до критичной, когда факт разбития чашки стал последней каплей терпения и стал формальной причиной нервного срыва человека, возможно со слезами, истерикой и проклятиями.

Во многом трактовка ситуации зависит от заложенных в сознании человека установок, которые даются каждому, начиная с первых дней жизни. Сначала это делают родители, воспитатели и педагоги:

  • «Не ешь руками! Это – некрасиво!»;
  • «Учись на 4 и 5! Если будешь получать двойки и тройки, то не сможешь занять хорошее положение в жизни!»;
  • «Бояться стыдно! Настоящие мужчины никогда не пугаются!».

Список этих убеждений можно продолжать бесконечно. С возрастом все эти словесные установки трансформируются. И хотя они уже не произносятся вслух собеседниками, продолжают настойчиво звучать у нас в голове:

  • «Есть руками плохо»;
  • «Я должен хорошо учиться»;
  • «Я не имею права бояться».

А еще чуть позже, они перестают звучать вовсе, превращаясь в догмы и никем не неписанные правила, которым мы осознанно или неосознанно пытаемся следовать, соответствовать чьим-то идеалам:

  • «Все должны есть аккуратно»;
  • «Я должен быть успешным во всем »;
  • «Если я испугаюсь, я не мужчина».

И именно через призму этих убеждений в дальнейшем начинают определяться его эмоции.

Поэтому в одной и той же ситуации два разных человека могут видеть совершенно разный контекст. Даже одну ситуацию при разных настроях один и тот же человек может превратить как в полную неудачу, так и в абсолютный успех. Потому что важны не события, а отношение человека к этим событиям и их интерпретация. Курсы повышения квалификации для психологов по РЭПТ позволяют научиться работать с логикой эмоций.

Примеры реакции на одну ситуацию

Завуч, которая раньше работала в школе, повышают, назначая на должность директора. И ей предстоит приготовить речь, выступить перед коллегами.

В первом случае, она имеет установку, заложенную с детства: «Я везде и всегда должна добиваться успеха». И перед выступлением она настраивает себя: «От этой речи зависит все. Провалюсь – не смогу быть хорошим руководителем». И все выступление она ищет подтверждение своего фиаско:

  • Коллеги шепчутся – не видят меня как директора и хорошего руководителя;
  • Улыбаются – смеются надо мной;
  • Подруга, сидящая в зале, зевает – ей не интересно, что я говорю;
  • Кто-то выходит из зала – это однозначный провал, коллеги не уважают меня.

Итог выступления понятен: негативные эмоции, неуверенность в себе, страх, стыд, разочарование.

Но эта же ситуация могла бы выглядеть совершенно иначе, если бы изначально жизненная установка была чуть другой: «мне хочется быть успешной во всем, но это не всегда возможно». И в этом случае настрой перед выступлением звучал бы так: «Я попробую убедить всех, что буду отличным руководителем. А не получится – не беда. Это всего лишь речь, а не реальные действия». И тогда вся череда происходящего выглядит совершенно иначе:

  • Коллеги в зале шепчутся между собой – обсуждают тезисы моей программы, интересуются;
  • В зале улыбаются – они на моей стороне, симпатизируют мне;
  • Подруга, сидящая в зале, зевает – переживала за меня, плохо спала;
  • Кто-то выходит из зала – стоит закругляться, чтобы не затянуть выступление.

Ничего не изменилось. Речь та же, участники те же, реакции одинаковые. Но иной настрой выступающей позволили иначе смотреть на вещи и анализировать их, и получать другие эмоции – обеспокоенность, воодушевление, взволнованность.

Логика эмоций по РЭПТ

Источником всех эмоциональных расстройств будет мышление 4Н: негибкое, нереалистичное, нелогичное и незрелое. В этом случае, человек начинает требовать, чтобы все вокруг, в том числе и он сам, соответствовали его представлениям о правильном и верном:

  • «Люди обязаны быть добрыми»;
  • «Везде должна быть справедливость»;
  • «Студенты обязаны любить курс, также как я»;
  • «Руководитель обязан ценить мою гениальность»;
  • «Дети обязаны помогать маме и папе»;
  • «Я обязан быть успешным во всем».

Эти установки нежизнеспособны, но человек, не видит этого. И начинает страдать от несовершенства мира, своей неспособности соответствовать, неидеальности других. И в скором времени от простой печали или сожаления, скатывается к состоянию депрессии или гнева.

Цели и задачи семинара для психологов по РЭПТ

Логика эмоций позволяет выявить такие нежизнеспособные установки и скорректировать их. Изменив требования, которые пациент предъявляет к жизни, к себе, вы сможете изменить его отношение к этим требованиям, а значит и логику эмоций, оценку.

Одна из главнейших задач РЭПТ – объяснить пациенту разницу между реальной значимостью событий и его восприятием, оценкой этих событий. Человеку плохо не от того, что кружка разбилась, а от того, как он трактует и объясняет это событие. Для этого на курсах повышения квалификации для психологов разбираются понятия рациональных и иррациональных убеждений.

Рациональные убеждения на примере

Это такие убеждения, которые полностью соответствуют ситуации, адекватны ей, и, чтобы ни случилось, не мешают ни личностному росту, ни развитию, ни движению к намеченной цели. Да, они могут опечалить вас, разочаровать, вызывать беспокойство. Но, проговорив их, вы понимаете, что это не конец света, нужно двигаться дальше, искать новые решения проблемы.

Класс написал контрольную и большинство учащихся получили неудовлетворительные оценки. Вы разочарованы, опечалены, огорчены, но это не значит, что вы самый плохой учитель, неспособный ни на что. Это лишь значит, что школьникам не интересно. Стоит подумать, как заинтересовать их, повысить мотивацию.

Иррациональные убеждения на примере

Это такие убеждения, которые уничтожают ваше чувство собственного достоинства, стимулируя к самобичеванию и самоуничижению. Чтобы ни случилось, это не конец света, но вы убеждены в обратном. Это очень болезненные чувства, которые заглушают своей бескомпромиссностью любой здравый смысл. Тревога, депрессия, отсутствие возможности личностного роста и развития, в том числе невозможность выхода из сложившейся ситуации.

Класс написал контрольную и большинство учащихся получили неудовлетворительные оценки. Вы ощущаете себя полной неудачницей. «Раз у меня не получилось их заинтересовать, значит я ужасный учитель». Это разрушительная логика эмоций.

4 типа иррациональных убеждений и их замены

  • Требования и их неизбежность заменяются на предпочтения и их недогматичность;
  • Катастрофы меняются на анти-катастрофы;
  • «Я не переживу, если это произойдет», заменяется на «я вынесу, даже если это будет непросто»;
  • «Если это произойдет, то я – ничтожество», заменяется на «Все могут ошибаться».

Главный принцип РЭП терапии на семинаре для психологов

Заменить иррациональные убеждения на рациональные помогает метод сократического диалога, который подробно разбирается на семинаре для психологов. Сначала специалист задает простые вопросы пациенту, которые наталкивают его на правильные ответы и мысли, которые являются первым шагом к формированию рационального мышления. Следующий шаг – это научить человека самостоятельно задавать себе вопросы, оспаривая иррациональные убеждения.

Таким образом, происходит профилактика неврозов, формирование взрослого, некатегоричного мышления. Происходит переосмысление установок, данных родителями в детстве, стереотипов общества. Чтобы изменить эти установки, требуется сделать 5 шагов:

  • Осознать проблему и взглянуть на нее;
  • Убедится в их иррациональности и влиянии на ваши чувства;
  • Применить метод сократического диалога для подтверждения теории;
  • Изменить установки, желания, формулировки;
  • Закрепить результат и использовать постоянно.

Таким образом, логика эмоций становится основой РЭП терапии и главной идей, с которой учат обращаться специалистов на курсах повышения квалификации для психологов.

Поля отмеченные* обязательны к заполнению